Логин: Пароль:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры и искусства»

guumc@mail.ru
+7 (8712) 29-58-71
ПОНЕДЕЛЬНИК - ПЯТНИЦА
С 9:00 ДО 18:00
 
 
 
 
 

Частые вопросы (FAQ)

Уважаемые коллеги! ГБУ ДПО «Учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры и искусства» предлагает вашему вниманию подборку ответов на наиболее часто задаваемым вопросам.

 

1 Раздел.

 Повышение квалификации:

Кто имеет право проходить курсы повышения квалификации?
Лица, имеющие и/или получающие среднее профессиональное и/или высшее профессиональное образование.
Может ли студент сразу же по итогам курсов получить удостоверение о повышении квалификации?
 Нет, только после предоставлении копии документа о профессиональном образовании (высшем или среднем).
Каков должен быть объем часов образовательной программы повышения квалификации?
Согласно Федеральному закону об образовании в РФ (ФЗ-273) "Минимальный объем  дополнительной образовательной программы повышения квалификации - не менее 16 часов, но не более 250 часов.
Как часто можно можно проходить повышение квалификации?
Педагогам не реже, чем раз в три года, другим категориям работников - не менее 1 раза в 5 лет. По желанию и по усмотрению руководителя можно чаще.

 

2 Раздел.

Иные образовательные мероприятия:

Какие мероприятия проводит отдел ДПО?
- Курсы повышения квалификации;
- Семинары;
- Мастер-классы;
- Воркшопы;
- Тренинги;
- Круглые столы;
- Практикумы;
- Разовые лекции и др.
Можно ли семинары отнести к повышению квалификации?
Нет.
Кто может участвовать в семинарах, вебинарах, мастер-классах?
Все работники по направлению деятельности. Предписаний на этот счет не имеется.
Предусмотрен ли документ государственного образца за участие в мастер-классах, семинарах, вебинарах?
Нет, участие в вышеуказанных мероприятиях не предусматривает получение документа.

 

3 Раздел.

Аттестация педагогических работников:
Является ли удостоверение о повышении квалификации обязательным для получения квалификационной категории педагога?
Да, удостоверение о повышении квалификации входит в пакет документов для присвоения квалификационной категории педагога.
Предусматривает ли присвоение квалификационной категории  увеличения заработной платы педагога?
Да.
Чем отличается мастер-класс от  семинара? 
Основной метод обучения в рамках семинара-групповые дискуссии, обсуждение сообщений, докладов. Мастер-класс проводит опытный специалист (мастер), который демонстрирует участникам уникальную методику, доказавшую свою эффективность на его  собственном опыте. В процессе мастер показывает приемы работы, дополняя их комментариями, раскрывая профессиональные секреты из собственной практики.

 

4 Раздел.

Разработка учебных планов и программ учебных предметов:

Возможно ли введение в вариативную часть новых учебных планов предпрофессиональных программ понятия "факультатив"? Предполагается изучение таких предметов, как композиция, вокал, индивидуальное сольфеджио и др. Т.е. предметов не для всех, но, тем не менее, необходимых профессионально ориентированным учащимся ДШИ, готовящимся, к примеру, на теоретическое или дирижерско-хоровое отделение музыкальных училищ. Получать эти часы будут не все, список будет утверждаться педсоветом.

Применение индивидуального подхода к учащимся Вы можете отразить в вариативной части учебного плана следующим образом: предложить несколько предметов для индивидуальных или групповых занятий, например, композиция/дирижирование/постановка голоса - 1 час. Принять решение о распределении того или иного предмета может педагогический совет, утверждает решение педагогического совета своим приказом директор.

Можно ли в обязательной части предпрофессиональных программ (ПО.01 и ПО.02) изменить количество часов на самостоятельную работу учащихся, сохранив предложенное количество аудиторных часов?

Объем часов внеаудиторной работы учащихся Вы устанавливаете самостоятельно.

Учебно-тематический план по теоретическим и историческим предметам должен отражать последовательность разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки, самостоятельной работы и аудиторных занятий. Должны ли мы расписывать количество часов на самостоятельную работу и аудиторные занятия по каждой теме каждого года?
Форму учебного плана Вы устанавливаете самостоятельно. Предложение об отражении всех видов учебной нагрузки в учебно-тематическом плане носит рекомендательный характер.
В примерных учебных планах учебный год делится на четверти, а в нашем городе общеобразовательные школы работают по триместрам, поэтому наша ДМШ вынуждена работать по этому графику. Можно ли составить учебный план исходя из того, что школа будет работать по триместрам, а не по четвертям?
Попробуйте, соблюдая все нормативы ФГТ - количество учебных недель, количество недель, отводимых на каникулярное время и т.д.
Все школы нашего города учатся по триместрам, поэтому общее количество учебных недель и в первом и в других классах составляет 32 недели (на одну неделю меньше, чем в учебных планах по ФГТ). Как быть?
Количество учебных недель уменьшать категорически нельзя.
При составлении учебных планов часы консультаций можно планировать только по учебным предметам обязательной части или же можно их распределять и на предметы вариативной части?
Консультационные часы можно распределять и на предметы вариативной части.
Можно ли проводить консультации по оркестру рассредоточено, а по остальным предметам - в течение резервной недели?
Можно.
Должен ли учредитель утверждать учебные планы ДМШ?
Учебные планы предпрофессиональных программ согласовывать у учредителя не нужно, но для формирования муниципального задания необходимо иметь представление и школе, и учредителю об объемах финансирования, а его расчеты основываются на учебном плане.
Могут ли консультации проводиться в воскресенье?
Консультации - вид учебных занятий. По расписанию они должны быть в дни, определенные в уставе как дни работы школы.
Как отразить в вариативной части учебного плана возможность учащимся получать - либо дополнительный инструмент, либо постановку голоса, либо дополнительный час композиции и т.п.
Данный принцип можно отразить в учебном плане следующим образом: дополнительный инструмент/постановка голоса/композиция.
Можно ли создавать одну учебную программу, например по предмету "Ансамбль", который есть в обязательной и вариативной части? Или необходимо писать программу "Ансамбль" обязательная часть и другую программу "Ансамбль вариативная часть?
Вы разрабатываете учебную документацию по принципу: один предмет - одна программа. Только укажите сумму часов - "всего" и "в том числе" - часы из обязательной части, часы - из вариативной.
Нужны ли на отделениях школы рабочие учебные программы, составленные преподавателем лично, если есть общие для всего отделения?
По предметам предпрофессиональных программ - не нужны.
Программа творческой, культурно-просветительской и методической работы - это одна программа или три отдельные программы? Что в них должно быть.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности включает описание целей и задач каждого вида деятельности, их содержание и направленность, формы, результаты.
Нам сказали, что написанные нами ДПОП мы должны прорецензировать в колледже, а затем в НМЦ. Так ли это?
Предпрофессиональную программу рецензировать не нужно, а вот программы учебных предметов должны "подкрепляться" рецензиями.
Можно ли составлять одну программу учебного предмета "Специальность (баян, аккордеон)" ОП "Народные инструменты". В этой программе много общего, включая репертуар. Или составлять программу по каждому инструменту отдельно.
Можно разрабатывать одну программу по специальности (баян, аккордеон).
Могут ли программы учебных предметов рецензировать специалисты (методисты) нашего отдела образования, но они не музыканты.
Рецензировать программы учебных предметов должны как раз специалисты, так как рецензент должен написать отзыв о содержательной части программы, заложенных в ней методах, подходах при распределении учебного материала по годам обучения и т.д.
При написании ОП "Фортепиано" возникают следующие Вопросы: в каком формате описывать планируемые результаты освоения обучающимися ОП? Как должен выглядеть данный раздел, что конкретно должен в себя включать?
Планируемые результаты уже перечислены в ФГТ к программе "Фортепиано", Вы их просто повторите в своей программе.
Скажите, пожалуйста, надо ли в образовательной программе указывать предметы вариативной части, их объем в часах и предполагаемые результаты освоения? Или ограничиться только обязательной частью, по примеру ФГТ? Уточняю, что я не имею в виду учебный план (там, понятно, прописываются все предметы), я имею в виду именно текстовую часть программы.
В образовательной программе нужно обязательно указать особенности разработанной вариативной части - предметы, объем часов, результаты, роль вариативной части (расширение обязательной, углубление обязательной части) в образовательной программе.
Обязательно ли программу учебного предмета "Фортепиано" для обучающихся народного отдела должен составлять преподаватель фортепианного отдела или её можно составить и преподавателю по классу "Баян, аккордеон", который составил её ранее и долгое время ведет этот предмет.
Разработчика программы учебного предмета выбирает и утверждает школа. Это может быть и преподаватель, который ведет данный предмет.
План культурно-просветительской работы нужно писать на каждую образовательную программу, или достаточно общешкольного плана для всей ДШИ?
Программа культурно-просветительской деятельности разрабатывается для каждой образовательной программы. Но они, конечно, будут "пересекаться" или отличаться минимально. Данная программа также будет "пересекаться" и с программой творческой деятельности, при этом нужно разработать именно программу, а не план.
В программе «Фортепиано» есть предмет «Специальность и чтение с листа». Можно ли контрольные мероприятия, скажем, зачёт по чтению с листа и зачёт или экзамен по специальности проводить отдельно?
Все аттестационные мероприятия Вы определяете самостоятельно, опираясь на принцип "методической целесообразности". Можете проводить зачеты по чтению с листа, аналогично Вы уже проводите технические зачеты.
Скажите, пожалуйста, может ли быть внутренним рецензентом преподаватель высшей категории ДШИ.
Кандидатуры рецензентов утверждает директор школы на основании предложений совета школы (или методического совета школы). Внутренним рецензентом может быть лучший специалист школы по профилю предмета.